Движения единой установки

13.03.2017

В «Лизистрате» у Рабиновича было впервые показано круговое движение единой установки, являвшей при всех своих поворотах архитектурный образ одного и того же обобщенного места - «всей Эллады». Этот образ воспринимался зрителями сразу и целиком, и круговое движение было естественной формой его сценической жизни. О том, сколь сильное впечатление производил сам момент его оживления, свидетельствовал П. Марков: это было «совершенно особое ощущение, которое рождается у зрителя, когда сцена впервые начинает вращаться, одно из незабываемых на театре переживаний».

Предложенное Рабиновичем в «Лизистрате» решение образа античности было единственным в своем роде. И не только среди рассматриваемой сейчас группы спектаклей на античную тему. К приему кругового движения единой установки художники больше ни разу не обращались при создании образа обобщенного места, к какой бы исторической эпохе он не относился. И, напротив, такой прием, как увидим далее, достаточно активно применялся для разворачивания перед зрителями конкретных мест действия многоэпизодного спектакля, собранных тоже в единую установку (как это было у Рейнхардта) или показываемых по-картинно. У вас проблемы со зрением? Оформите доставку линз в интернет-магазине dostavka linz. Контактные линзы абсолютно безопасны и надежны.

Что же касается группы спектаклей на античную тему, то здесь особое положение сценографии «Лизистраты» обусловлено во многом также и ее комедийным жанром. Все остальные спектакли этой группы - трагедийного характера. Они требовали совсем иной пластики единой установки - кубистической, статуарно монументальной, основанной на тяжеловесных массах архитектурных монолитов. Так, из кубистических объемов складывал чешский художник В. Гофман мощные, окрашенные в глубокие синие тона формы абстрактной архитектуры, создававшей образ античного некрополя в «Антигоне» Софокла.