Игра актеров с трансформирующейся установкой Якулова

13.03.2017

В спектакле Таирова соединились, с одной стороны, игра актеров с трансформирующейся установкой Якулова и, с другой, эстетика представления эстрадного типа: трюки гимнастического характера естественно переходили в номера певческие и танцевальные.

Опыты по оформлению сцены цирковыми приборами и аппаратами в «чистом» их виде (то есть никоим образом нс декорированными) открывала постановка «Первый винокур» по комедии Л. Толстого, осуществленная на исходе 1919 года Ю. Анненковым в качестве одновременно и режиссера, и художника. Игровое пространство второго акта (в аду) было целиком организовано с помощью разного цвета шестов, канатов, тросов, трапеций и омегообразных площадок, раскачивавшихся, словно плававших в огненно красном воздухе сцены. Приглашенные для исполнения чертей (которые виделись художнику освобожденными «от силы притяжения»), акробаты виртуозно работали на этих аппаратах, летали над сценой, изумляли зрителей фантастическими трюками. На планшете же внизу им вторили пляшущие ведьмы и клоуны-эксцентрики. Не знаете куда деть ненужный металлолом? Смотрите пункты приема металлолома и выбирайте ближайший.

«Первый винокур» был показан в Гербовом зале Зимнего дворца, где располагался Экспериментальный Эрмитажный театр. Когда же затем опыты циркизации театра продолжил С. Радлов в Народной комедии, то и там сценическая площадка оформлялась В. Ходасевич (наряду с игровыми аксессуарами и декорационными элементами, обозначавшими места действия), также и аппаратами циркового типа. Ими могли быть и трапеция, на которой раскачивалась обезьяна Джимми (спектакль «Обезьяна-доносчица») или канат, по которому в «Приемыше» взбирался на крышу мальчишка Серж и оттуда «летел вниз, а под конец цеплялся за веревку, спущенную с пролетавшего аэроплана и исчезал в поднебесье»